Европейский взгляд в античность | New World
Главная » Архитектура:искусство

Европейский взгляд в античность

30 июня 2010 Просмотров: 123 Комментариев нет

Научная конференция «Античное наследие в европейской культуре XVIII века» прошла в музее-заповеднике «Останкино».

В разговорах о европейской культуре они часто упоминают Россию. Для участников этой конференции ответ на вопрос «Россия — это Европа или Азия?» очевиден. С тех пор, как Пётр Первый прорубил своё знаменитое окно, через него Россия по-новому стала смотреть в будущее, иногда всё же оглядываясь на прошлое. Самый пристальный взгляд в глубь веков, в античность, зафиксирован во второй половине XVIII столетия.

«В эпоху Елизаветы Петровны и особенно Екатерины Второй в России невероятно возрос интерес к римской и греческой культуре. В первую очередь это было связано с политическим устройством. Идеи греческой демократии и римской республики очень увлекли русских императриц», — отмечает профессор Академии архитектуры Университета Итальянской Швейцарии Кристоф Фрэнк.

Государыни воплощать демократические идеи на практике не спешили, а женщины, далекие от власти, к античности приобщились быстро. Для начала они обновили гардероб.

«В моду вошла простая одежда — туники, платья с высокой талией, наподобие тех, что носили в Древней Греции и Риме. Они пришли на смену вычурным, сложным костюмам. Переоделась вся Европа», — отмечает модные веяния директор американской галереи Frick Collection Энн Пуле.

Само восприятие эпохи античности в XVIII веке изменилось. В Помпеях и Геркулануме начались первые раскопки. Появились вещественные доказательства того, что античность — не сказка, не миф, а реальность.

"Если бы вы могли задать вопрос какому-нибудь русскому дворянину, который, конечно, проделал путешествие по Европе во второй половине XVIII века, побывал в разных странах и вернулся, а вы бы его спросили: «Посмотрите, античные руины — это часть вашей культуры или нет?». Он бы сказал: «Конечно», — поясняет руководитель центра по изучению XVIII века Института всеобщей истории РАН Сергей Карп.

Граф Шереметьев считал античную культуру своей. Вся его усадьба — гимн античности.

«Вместо размытого представления о некой прекрасной статуе вообще, человек, входящий в Останкино, видел древнеримскую, древнегреческую статую на расстоянии вытянутой руки», — говорит директор музея-усадьбы «Останкино» Геннадий Вдовин.

Варвара Ракина проводит экскурсию внутри дворца. Она приглашает в эстампную галерею, которая открылась после 20-летней реставрации. Там каждый экспонат подтверждает, что для проведения конференции по античности более подходящего места, чем Останкино, в Москве трудно представить. Статуи — античные образы. И Венера, и Гермес, и другие боги. Гравюры — на античные сюжеты. Мебель не античная, конечно, но влияние той эпохи на себе испытала.

«Столешница, в которой, редчайший случай, сделан узор из малахита. Малахит не цельной плитой лежит, а включается в узор. К теме античности — это был самый популярный узор меанд», — демонстрирует наборную столешницу заместитель директора музея-усадьбы «Останкино» Варвара Ракина.

В соседнем зале учёные из семи стран мира делают доклады о влиянии античности на европейскую литературу, философию, образование, архитектуру, спорят, приводят доказательства. Самые неопровержимые находятся за окном — усадьба XVIII века и её история, прочитать и понять которую вне контекста античности невозможно.

источник: vesti.ru

New World

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Поставьте рейтинг статьи!)

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ (или два :)))!

Ваше Мнение очень ВАЖНО! Выскажите Свою точку зрения!

Пожалуйста, зарегистрируйтесь to post a comment.